Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.
С праздником Вас, дорогие братья и сестры!
Сегодня праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это очень интересный праздник, который практически празднует только Украинская Православная Церковь, ну и Московская Православная Церковь. Но больше он утвердился в нашей старорусской православной Церкви.
Как этот праздник появился?
Когда-то в древности, из Украины был забран в рабство Андрей. Он был достаточно остроумный, духовный. И хозяин, купивший его в Греции, и сам был греком, увидел, что раб умный. И решил выучить его на врача, потому что каждому хозяину нужен свой врач в хозяйстве. И поэтому отдал его в науку. И тот стал очень хорошим врачом, за что все любили и уважали Андрея, почести и славу воздавали.
Но Андрей был и духовный. Поэтому он думал, а не слишком ли его хвалят, славят. Ибо Господь говорил: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк., VІ: 25,26). То есть, "Горе вам, кого сейчас славят, потому что потом вам перед Богом будет плохо, потому что свою славу получите здесь на земле. На Небесах ее уже не получите ". Он долго размышлял над этими вопросами: все ли хорошо он делает. Хотя и старается быть хорошим христианином, но его очень много славят, его любят. И хозяин очень его уважал, и души в нем не чаял, потому что он был ценным человеком, ценным врачом, специалистом, и был очень умен.
И вот Андрей усомнился в том, хорошо ли это. Он читает, что "Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого..." Это сказал сам Спаситель - Иисус. А его не гонят, о нем дурную славу не распускают. И говорит Господь: "Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах" (Лк., VІ: 22,23). А у него репутация безупречна. И, понятно, что у него много было сомнений в том, он правильно живет, он не принимает славу рода человеческого и грешного, которого Бог постыдится, когда придет в славе судить живых и мертвых. Получается, что он якобы отказывается от славы Божией.
И когда он так сомневался, ему приснился такой сон. Якобы Ангелы спускаются с высот, из Царства Небесного, и у каждого в руках венец, украшенный драгоценными камнями. Красивые такие венцы. И он спрашивает этих Ангелов: "Можно ли мне иметь эти венцы?" Ангелы же отвечают: "Да, можешь ты иметь все три венца". "А что это за венцы?" Они ему стали рассказывать: "Если будешь служить Богу - это в терпении венец, это - венец в гонении". И Андрей сказал: "Я хочу иметь эти венцы, но я боюсь дьявола". Ангелы ему говорят: "Не бойся его, он очень медленно движется. Если ты будешь спасаться быстро, он тебя не догонит. Он не успеет так быстро настроить против тебя людей, чтобы сломили тебя в твоей вере. Ты будешь быстрее их расти духом ".
И Андрей решился на этот подвиг. Когда он утром проснулся, знаете, что он сделал? Он вот что натворил: пришел к колодцу, снял с себя верхнюю одежду и порубил ее на части перед всеми. А одежда была очень дорогой. Он же изрубил ее перед всеми людьми, которые утром шли набрать воды. И люди подумали, что Андрей одержим духом зла. Что это с ним? Хороший нормальный человек был, а здесь одежду перед всеми кромсает.
И сразу эта весть разошлась по городу, дошло до хозяина. Хозяин загрустил. И решили Андрею помочь. Они его связали и положили в церкви, чтобы он лежал там трое суток, потому бес не может в храме долго удержаться в человеке. Он должен его оставить, если недавно вошел, это - не для него вместилище. И все молились за несчастного. Молились за него каждый день, так что Андрей даже сомневаться стал, или он правильно делает: "Что же это я делаю, Господи? Угодно ли Тебе это дело? "И снова ему в молитвах, или в сонном видении или как, но является апостол Иоанн, которого Господь любил. И говорит ему: "Богу угоден твой подвиг служения, чтобы ты был гонимы, чтобы против тебя врали, всякое говорили, чтобы тебя не принимали, чтобы тебя не любили". Богу очень угодный подвиг юродства, как называют его на Руси. Но настоящего духовного юродства, то есть, как бы из виду сумасшедший, а внутри полный мудрости. "И ты будешь освобожден, - говорит ему, - завтра утром". И, когда наступило утро, его действительно развязали и отпустили. "Пусть ходит," - говорили. То есть Бог дал им такую мысль, чтобы его отпустили.
И Андрей стал ходить по городу побираться.
На нем была ужасная одежда, лохмотья. И все его гнали от себя, им было неприятно на него смотреть. Они вспоминали, какой он был умный, а стал сумасшедший. И некоторые из сострадания давал ему хлеб. Он съедал, сколько ему нужно, а излишки отдавал людям. Но чтобы они не догадались, что он умен и сделал это в своем уме, то он принимал этот хлеб и бросал им в людей. А они говорили: "Вот дурак, хлебом бросается". Подбирали и съедали этот хлеб.
Ему еще давали деньги - копейки. Думали, что, может, он что-нибудь купить, оденется. Он же теми копейками тоже бросался в людей, будто он на них злился. И они говорили: "Вот дурак". Собирали эти деньги и использовали их. И таким образом они ему славу не воздавали, ибо не знали, что он делает это сознательно, отдавая им те деньги. И дальше так ходил.
Люди в действительности так устроены: вот дал - пусть об этом все знают, вот сделал добро - пусть все об этом знают, да славят меня, пусть на руках носят. Поэтому славы не получишь на небесах, ибо свое уже получил. И Андрей был тем примером, каким нужно быть на самом деле.
И случился сильный холод в Греции, такой, что деревья промерзали и даже падали от такого мороза. То есть от корней до верхушки деревья настолько промерзали, что они становились ломкими и падали. И тут Андрей с такого холода стал искать, где бы погреться. И он пошел в приют для бедных. А бедные говорят: "Иди от нас, собака, ты такой страшный, воняешь, иди от нас". И он грустный ушел от них. Разумеется, печальный, он и плакал, и замерзал. И тогда он залез в будку к собаке. Но и собака не выдержала его запаха, встала и ушла на мороз, чтобы только не быть с ним. Андрей начал плакать и говорить: "Вот какой я грешный, что даже собака не хочет возле меня лежать". Он почувствовал, что уже замерзает. И он стал молиться: "Господи, прими мою душу, я уже приду к тебе, уже моя миссия на Земле закончена".
Когда Андрей молился, то вдруг почувствовал тепло. Он открыл глаза и увидел архангела Гавриила, который веточкой Небесной, с которой он приходил к Богородице (как предание говорит, это тоже предание), коснулся его тела и сказал: "Прими оживление тела". Андрей тут же почувствовал тепло, хорошее тепло. И потом Архангел говорит: "Иди за мной". И он пошел за ним. И тут он рассказывает, что он видел. Так же, как апостол Павел говорил: «Знаю человека, который в теле ли--не знаю, вне ли тела--не знаю восхищен был до третьего неба» (2 Кор., ХІІ: 2).
Слушайте, что говорит Андрей:
- Был я поднят на первое Небо. И на первом Небе стоял Крест Господень из света, разноцветный и сияющий, и от Него шла чрезвычайная благодать. И когда я пришел, то Ангел подошел первый, поклонился Кресту, поцеловал Его и затем благословил рукой мне идти. Я подошел тоже, приложился к Кресту и чувствовал такую благодать, такую радость, как никогда в жизни. И не хотел от этого Креста отходить. Но Ангел сказал: "Нам пора". И я пошел за Ангелом по тверди небесной (по Небесах ходил, как по тверди) и вошел в огненный столп. И когда я зашел в огненный столп, Ангел мне сказал: "Не бойся, Он тебя не сожжет, это - Дух Святой". И мы поднялись на вторые Небеса. Когда мы пришли на вторые Небеса в Царстве Небесном, я увидел там много святых душ, их жилье, и они все были наполнены спокойствием, радостью, любовью. Они подходили ко мне, обнимали и целовали меня, поздравляли меня, с тем, что я пришел в Царство Небесное. Была большая радость, красота, которую нельзя описать на земле - фонтанчики, зелень, и тому подобное. Можете описывать как угодно, фантазировать бесконечно, но все равно не сможете понять, какая там красота. После этого Ангел говорит: "Нам пора". И снова мы зашли в Огненный Столп и поднялись аж на третьи Небеса. А на Третьих Небесах стояли два Херувима и была такая штора, занавес. И Херувимы своими огненными руками открыли этот занавес. И передо мной на престоле сидел Иисус Христос. Любящими глазами он смотрел на меня и сказал мне три слова (которые никому потом Андрей не мог сказать). А потом сказал: "Твоя миссия - идти снова на Землю и нести служение, на которое ты призван". А я стал Его просить: "Господи, а могу ли я Матушку Божию увидеть, так как видел всех Святых и Тебя?" Иисус сказал: "Матерь Божия на Земле работает, помогает людям, там ты ее и увидишь". И мы быстро с Ангелом опустились на Землю. Я проснулся, почувствовал свое тело, которое лежало на морозе десять суток, и могло превратиться в сосульку. Но пробудился совершенно здоровый, полный сил.
И Андрей продолжал юродствовать. И однажды он молился в храме Влахерской Божьей Матери. А в то время на греков напали сарацины - враги греков, которые хотели уничтожить их храмы, разрушив их. Они постоянно их доставали. И люди очень сильно молились, запершись в храме, где лежал омофор Пресвятой Богородицы. Они молились и просили Бога помочь им. Они также обращались к Матери Божьей, чтобы Богородица молила Бога за них.
В это время Андрей уже имел ученика, тоже юродивого. И тоже очень духовного. И они вместе увидели, как из притвора в храм идут Богородица, апостол Иоанн, Иоанн Креститель и еще другие апостолы. Они вошли в храм и прошли к Престолу Божию. Сначала они стали на колени, молились. То есть Матерь Божья и апостолы молились Богу за греческий народ, чтобы Господь простил их грехи и отогнал от них зло, тех сарацин, тех врагов, которые на них напали. Справедливо напали на них, но они вымолили у Бога защиту. И тогда Богородица поднялась, взяла омофор со своей головы и распростерла над всеми людьми. И Андрей говорит: "Епифаний, ты видишь то, что я вижу?" Епифаний говорит: "Вижу, святой отче, и ужасаюсь," - т.е. удивляюсь этой картине, которую вижу.
И сарацины тогда отступили, и греки были освобождены от своих врагов.
Андрей был из наших земель, украинских, и так это предание пришло к нам - в Украину. И Украинская Церковь взяла себе этот праздник на вооружение. И мы всегда его отмечаем.
Если, скажем, в США есть 100 православных приходов, то из них 47 - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. То есть это престольный праздник для половины общин в Соединенных Штатах. Так же и в Канаде, практически. То есть каждый христианин в мире ищет защиты у Богородицы, Покрова Пресвятой Богородицы.
Мы знаем, что казаки тоже очень поклонялись этому празднику. Они верили, что Богородица своим покровом охраняет их. Поэтому казачество особенно праздновало этот день, этот праздник, радуясь, что их Богородица защищает. Сегодня также казаки следуют старым традициям и нужным уважением относятся к этому празднику. Даст Бог, современное казачество очистится и придет понимание, когда истинная церковь вступит в свою силу. А она вступит.
И мы с вами тоже обращаемся к Пресвятой Матери Божьей: "Матушка Божья, ты слышишь нас, ты сейчас с нами, охраняй нас святым Твоим омофором от всякого зла. Охрани нашу Украину от того бедствия, которое движется на мир за грехи мира сего. Помоги Церкви Сына Твоего Бога нашего Иисуса Христа подняться с колен, подняться на твердые ноги и набраться сил, чтобы служить спасению человечества, которое живет в Украине, человечества, живущего за пределами Украины, человечества на всем земном шаре ".
Пусть Бог и Матерь Божья тоже охраняют Вас святым омофором. Если вы идете куда-то, или какие дела у вас, не лишне обратиться: "Матушка Божья, охрани меня святым своим омофором, я то очень переживаю, то очень боюсь, дай мне Твою невидимую защиту от врагов мира сего или от зла мира сего" . Как бы то ни было, но если вы это искренне сделаете, наложив на себя крестное знамение (хотя бы мысленно, когда вы уже среди людей), то Матерь Божья будет помогать Вам.
Так что поздравляю вас всех с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Мы с вами с уважением относимся к Матери Божьей, которая родила Господа нашего Иисуса Христа. Потому что она живет на Земле, она имеет большую любовь к нам, землянам, и большую силу помогать нам.
Слава Иисусу Христу!
|